Вперед, в прошлое!

Почему УАЗ отказался от размыкаемых колесных муфт

Или назад, в будущее! Понравившийся заголовок можете выбрать сами. Речь о том, что УАЗ с некоторых пор перестал комплектовать свои автомобили размыкаемыми колесными муфтами – хабами. Некоторые дилеры говорят покупателям, что причина в изменившейся схеме трансмиссии ульяновских машин. Но трансмиссия не менялась. А в чем тогда дело?

Сначала вспомним, как хабы появились на свет. После Второй мировой войны немало легендарных Willys попало «на гражданку», и предприимчивые янки придумали это устройство именно для них. Как раз с хабов начинали свою деятельность Warn, Super Winch и другие известные нынче во внедорожном мире компании. Обладатели Willys очень быстро оценили новое устройство, и со временем хабы начали устанавливать не только в качестве «тюнинга», но и на конвейере. На сегодняшний день ситуация с этими устройствами такова, что «заглушками» вместо муфт комплектуются лишь базовые версии некоторых внедорожников. Более дорогие комплектации идут с ручными хабами, а топовые — часто и с автоматическими.

Что же в них хорошего? Колесная муфта позволяет отключить колеса от передней ветки трансмиссии и не вращать вхолостую полуоси, передний редуктор, карданный вал и полраздатки, когда передний привод отключен. В итоге снижаются вибрации и шум, уменьшается сопротивление качению, улучшается динамика, так как при разгоне не надо раскручивать кучу «лишнего» железа, и уменьшается расход топлива. Кроме того, улучшается управляемость, особенно на скользких покрытиях. Дело в том, что передние колеса, имея дополнительное сопротивление из-за трения в редукторе и раздатке, более склонны к тому, чтобы начать проскальзывать. А когда они скользят, то автомобиль, как правило, не поворачивает.

Как пользоваться муфтами

Казалось бы, отключай хабы, когда тебе не нужен полный привод, и катайся. Но не все так просто. Если ими долго не пользоваться, они, что называется, «закисают», и потом в случае необходимости включить их будет очень нелегко. Кроме того, шлицевое соединение переднего карданного вала, находясь все время в одном положении относительно оси вращения, начинает изнашиваться неравномерно. На УАЗах с 409-м мотором это особенно сильно заметно, поскольку в целях снижения вибраций, передающихся на кузов, двигатель висит в очень мягких подушках и во время работы довольно сильно «гуляет». Соответственно шлицевое соединение все время совершает возвратно-поступательное движение и изнашивается, причем неравномерно. В итоге вал «провисает», теряет балансировку, и, когда через некоторое время водитель включает полный привод, его неприятно удивляет сильно вибрирующий кардан. Кроме того, сам редуктор неплохо было бы регулярно проворачивать, чтобы продлить его ресурс. Отсюда вывод: даже если вы не включаете полный привод, регулярно «замыкайте» хабы, чтобы, говоря языком физкультурников, слегка размять переднюю ветку трансмиссии. Опытные джиперы, например, часто подключают муфты на зиму — передний привод приходится включать чаще, и при этом каждый раз не требуется выскакивать на мороз.

Так что же с УАЗом? Очевидно, ульяновцы попросту решили сэкономить и вернуться к концу сороковых годов. Но мы советовали бы покупателям их новых внедорожников не слушать рассказы дилеров о «новой» трансмиссии, а приобрести на свой автомобиль размыкаемые муфты. И пользоваться ими, помня о том, что написано выше. Тем более они не так и дороги: в зависимости от производителя ручные стоят от 3000 до 7000 руб., а автоматические — порядка 14 000, хотя многие автоматику на УАЗах сочтут барством.

Видеоролик: установка хабов на УАЗ

текст: Леонид КЛИМАНОВИЧ
фото: автор и из архива редакции

Новый комментарий

Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.


№4 апрель 2011

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты