В погоне за марафонцами

Тур вокруг Ладожского озера

Недалеко от Северной столицы расположено одно из крупнейших озер Европы — Ладожское. Мы отправились в путешествие вокруг него вместе с караваном одного из самых трудных и увлекательных в мире приключений 4х4 — «Ладога-трофи»

Наше путешествие вокруг Ладоги началось по часовой стрелке — в том же направлении, что и стартовавшая гонка, которая, кстати, проходит по этому маршруту строго по нечетным годам (по четным — в противоположном направлении). Для него мы выбрали автомобиль Land Rover Defender, идеально приспособленный к дальним поездкам по не самым лучшим дорогам. Сочетание внушительной вместимости, относительного комфорта на трассе и выдающихся внедорожных качеств — вот что нужно для того, чтобы забраться в удаленные уголки Карелии.

Эхо войны

Из Санкт-Петербурга мы выдвигаемся по Выборгскому шоссе и сразу же за развязкой с Кольцевой автодорогой сворачиваем направо на трассу А-129. В выходные дни двухполосная дорога сильно загружена дачниками на протяжении почти 50 км от Питера. За Агалатово на первом перекрестке поворачиваем направо по указателю на Ненимяки. После этого населенного пункта необходимо повернуть налево на шоссе Р-33 и через семь километров сделать такой же маневр еще раз уже на лесную дорогу по направлению к озеру Сиркиярви.

На юго-восточном берегу этого водоема, рядом с дорогой, находится один из ДОТов (долговременная огневая точка) бывшего Карельского укрепрайона. В радиусе километра расположены еще 4 ДОТа, которые легко можно найти по протоптанным тропинкам. Из них при желании получился бы внушительный мемориал, но местные (и не только) жители нашли этим объектам другое применение — в качестве отхожего места. Обидно…

Возвращаемся на шоссе А-129 и продолжаем путь на Север. В поселке Лосево трасса пересекает реку Вуоксу, и с моста через нее можно наблюдать пороги, на которых с усердием тренируются туристыводники. Эти водные препятствия являются Меккой для байдарочников, каякеров, рафтингистов и прочих любителей сплава по бурным рекам. Здесь нередко проходят фестивали и соревнования по водным видам спорта.

Корела — Кексгольм

В городе Приозерске, прямо в центре, располагается одна из старейших российских крепостей — Корела. Поворот на парковку около данного бастиона легко узнать по указателю «Крепость-музей», а также танку и самоходной артиллерийской установке времен Великой Отечественной войны, расположенных на бетонных постаментах.

Укрепленное поселение основано в 1295 году шведами и неоднократно переходило от России к Швеции, пока в 1710-м окончательно не стало одним из северных российских форпостов. В настоящее время в крепости сохранились стены с примыкающими к ним земляными редутами, двухъярусная Круглая башня, пороховой склад и жилые корпуса. Почти сто лет Швеция владела этой твердыней, и Кексгольм представляет собой нетипичное для русских укреплений сооружение — вместо угловых башен здесь открытые сверху полукруглые рондели, на которых располагались лучники (а позднее пушки), обстреливающие пространство вдоль стен. А Круглая башня играет ту же роль, что и донжоны в европейских замках, — центрального узла обороны и последнего оплота защитников. Напротив цитадели, на другой стороне пруда, видны остатки земляных бастионов — там в XVII веке располагалась основная крепость, а каменная, более древняя, была Кремлем.

Крепость неоднократно брали осадой и штурмом как русские войска, так и шведские, она горела, в ней взрывались пороховые склады, но с окончанием Северной войны она потеряла свое значение и находилась в запустении. Проезжая через Приозерск, обязательно стоит заглянуть в Корелу, чтобы вдохнуть воздух древности. Со стен древнего Кексгольма, когда-то расположенного на острове посреди реки Вуоксы, открываются изумительные виды на окрестности. У их основания можно приобрести незамысловатые сувениры из глины, металла и бересты, торговля которыми для местных жителей является одним из источников дохода.

Сразу после Приозерска относительно приличное до этого шоссе покрывается выбоинами и местами переходит в грейдер. Через 16 километров сворачиваем налево, по указателю «Кузнечное». Еще через восемь километров справа от дороги находится старинный арочный мост. Сейчас он закрыт для регулярного движения, но можно заехать на него для фотосессии. Въехав в село Севастьяново, поворачиваем направо и еще через 15 километров попадаем в уникальный уголок Ленинградской области — на озеро Ястребиное. Последние три километра недоступны для легковушек и кроссоверов с небольшим клиренсом, но Defender играючи справляется с крутыми спусками и подъемами, камнями на дороге и грязевыми участками.

Гранитные массивы вблизи Ястребиного — место тренировок скалолазов и альпинистов. Любители же просто свежего воздуха и пеших прогулок наслаждаются видами на скалы с растущими на них соснами, отражающимися в зеркальной глади озера. Вокруг него мы наблюдали множество любителей загорать и купаться в обнаженном виде.

Нудисты располагались и на вершинах скал и в укромных бухточках. Этот один из красивейших уголков природы в последние годы стал предметом борьбы между горнодобывающими предприятиями и любителями активного отдыха. Стало известно, что на месте Ястребиного собираются сделать гранитный карьер, и это послужило толчком к выступлениям питерских «зеленых». Помогли ли акции протеста или финансовый кризис, но сейчас никаких подготовительных работ вблизи Ястребиного не наблюдается. И слава богу…

Пыльные грейдеры

Возвращаемся на дорогу А-129 и продолжаем путь на Север. Через семь километров мы въезжаем на территорию Карелии и сразу за недействующим постом ДПС поворачиваем направо, по указателю на Асилан. Если ехать по главной дороге, то через два километра мы попадем на разрушенную плотину финской мельницы. Среди развалин здания сохранилось рабочее колесо, приводящее в движение жернова.

Следующие 30 км проходят по очень извилистому и пыльному грейдеру — достаточно опасному участку, где ежегодно происходит много аварий. В дождливую погоду на этой дороге следует быть внимательным и осторожным — валяющиеся под откосами остовы машин служат наглядным предостережением водителям. А в сухую погоду движущийся автомобиль поднимает тучи пыли, и обгоны, особенно тяжелых фур, весьма затруднительны и отнюдь не безопасны.

Деревня Куркиёки, лежащая прямо на трассе, — место, где почти 1000 лет назад располагалось одно из древнейших карельских поселений. Слева от дороги в центре поселка расположен холм, где периодически проводятся археологические раскопки, а напротив него — этнографический музей, который, к сожалению, был закрыт.

Через 16 км сворачиваем направо по указателю Лумиваара, чтобы посетить заброшенную протестантскую церковь и финское кладбище, на котором похоронены павшие в войне 1939 — 1940 годов. Церковь стоит на высоком холме перед въездом в Лумиваару, внутри чисто, и можно подняться на колокольню, где висит огромный колокол, отлитый в 1934-м.

Продолжаем движение по тому же пути и через десять километров живописной дороги попадаем в Лахденпохья — небольшой город на берегу Ладоги. Здесь есть хорошие брендовые заправки и другие блага цивилизации.

На первом же перекрестке после знака с перечеркнутым названием этого населенного пункта поворачиваем налево по указателю на труднопроизносимое название Хуухканмяки. Перед въездом в поселок слева видим заброшенную проходную воинской части и въезжаем через нее. Через 100 м в справа расположено прорубленное в скалах ущелье, в конце которого зияет вход в рукотворную пещеру — бункер советского периода. Громадные залы, многочисленные помещения, вентиляционные шахты дают простор для любителей исследовать подземные сооружения, а также пищу для ума романтиков, любящих читать фантастические книжки об атомном апокалипсисе.

Дальше на Север дорога снова становится ровной, однако многочисленные закрытые повороты не располагают к большим скоростям, и мы неторопливо катимся по живописным холмам, любуясь сельской карельской глубинкой. Справа временами открываются виды на шхеры Ладожского озера, а слева непрерывно видны скалы, залесенные холмы и зеленеющие луга.

После города Сортавала — большого по меркам Карелии промышленного и транспортного узла — сворачиваем налево, на Вятсиля, чтобы посетить Мраморные карьеры. 30 км отличной ровной дороги проезжаем, почти не заметив. Справа видим парковку и деревянный домик посреди скал перед небольшим водопадом. Не покидает ощущение, что мы это где-то видели, поэтому решаем осмотреть.

После нескольких посещений Карелии у меня сложилось ощущение, что здесь любое уважающее себя поселение складывает легенду, будто именно в его окрестностях снимался фильм «А зори здесь тихие». Вот и около этого водопадика выстроена избушкадекорация из двух видимых со стороны дороги бутафорских стен и крыши. Но место действительно очень красивое и облагорожено для туристов. На этом участке шоссе расположен погранпереход в Финляндию, и множество автомобилей и автобусов останавливается у водопада.

Мраморные карьеры начали разрабатываться еще шведами. Здесь добывали мрамор для Исаакиевского и Казанского соборов Санкт-Петербурга, но в начале XX века разработки прекращены, и выработка превратилась в озеро. По указателю на дороге, минуя всего 500 м очень хорошей грунтовки, прибываем на огромную парковку. Бесплатно тут ничего нет: пешая прогулка — 50 руб. с человека, конная — 100, а прокат лодки — 200 целковых. Но последнее настоятельно рекомендуем — можно заплыть под своды пещер, полюбоваться на сидящих на гнездах чаек. С воды видны мраморные откосы, разноцветные выходы пород и замурованные входы в горизонтальные штольни.

Трофи-марафон «Ладога»

Это соревнование по праву является крупнейшим в мире приключением 4х4 как по количеству участников, так и по протяженности и сложности маршрута. В этом году, в связи с финансовым кризисом, на старт вышло «всего» 175 экипажей. Впервые на «Ладогу» приехали участники из Болгарии и Бельгии, а всего соревновались представители 13 стран.

Традиционно гонка стартует с Исаакиевской площади Санкт-Петербурга. «Ладога» имеет репутацию одного из самых тяжелых в мире соревнований по офф-роуду — каждый день для спортсменов готовили один спецучасток и перегон до базового лагеря. Раз в два-три дня лагерь также переезжает на другое место, и в результате за неделю гонка совершает кольцо вокруг Ладожского озера.

В мероприятии участвуют автомобили в восьми зачетных категориях, от стандартных до «монстров» в категории PROTO, и квадроциклы. Сюда постоянно приезжают сильнейшие спортсмены стран Балтии, Западной Европы и периодически появляются гости из совсем отдаленных уголков мира. «Ладога» — то самое «окно в Европу», где российские гонщики могут соприкоснуться с мировым офф-роудом.

Ближайший сосед Карелии — Финляндия — регулярно выставляет сильные экипажи из зачета PROTO, а Эстония славится своими спортсменами в категории ТР-1 (относительно стандартные машины).

В этом году на соревновании высадился целый «десант» с Британских островов — пять боевых машин из Великобритании в разных зачетных категориях.

Победители «Ладоги 2009»:


Гранд Туризм: С.Доля — М.Гизатулин
Туризм: Ю.Селифонов — А.Надькин
Туризм-Опен: И.Мартьянова — К.Мартьянов
ATV: А.Романов — О.Мареев
ТР-1: Т.Кярп — А.Вест (Эстония)
ТР-2: А.Кузнецов — А.Александров
ТР-3: С.Хальзев — Д.Овчинников
PROTO: Э.Вансович — К.Коялович (Латвия)
Рейд: А.Малинин, И.Кичкаев, И.Крутелин, Д.Салов

Водопады и драконьи зубы

Возвращаемся на шоссе А-130, идущее вдоль берега озера. Кажется, что на этой дороге можно останавливаться каждые полкилометра и фотографировать все новые и новые виды Ладоги. Слева от дороги — крутые скальные отвесы, а справа плещутся о берега волны озера. За Ляскеля, где шоссе проходит по плотине действующей ГЭС, через десять километров сворачиваем направо в Импилахти, чтобы проехать на полуостров Хунукка. Дорогу лучше спросить у местных жителей — изображение на карте не соответствует действительности. Добраться сюда можно только на полноприводном автомобиле, а последние два километра проходимы только для полноценных внедорожников, таких как Land Rover Defender, пусть даже в стандартной комплектации — слишком много крутых подъемов и валунов на дороге. На южной оконечности полуострова расположено небольшое озеро, уровень воды в котором заметно выше, чем в Ладоге. Здесь мы оставили автомобиль и пешком дошли до мыса, где до 1939-го располагалась финская батарея береговой обороны, ныне почти полностью разрушенная. Нам удалось обнаружить только бетонные основания орудий и кучи щебня — батарея была уничтожена в ходе Зимней войны 1939 — 1940 годов. С «бараньих лбов» — ледниковых скальных образований — открываются захватывающие виды на бесконечные просторы озера и разбросанные по его глади острова.

Вернувшись на магистраль, продолжаем движение по свежепостроенной дороге вполне себе европейскогого уровня Р-21, ведущей в Пряжу. Через пять километров после Импилахти на придорожной парковке сворачиваем налево на грунтовую дорогу, которая через 15 км приводит нас на один из крупнейших водопадов Карелии — Кулисмайок. Перепад высот — более 20 м, поток низвергается несколькими каскадами в каньон, куда можно спуститься только на очень подготовленном автомобиле с лебедкой. Мы не рискнули и машину оставили наверху, а к подножию водопада прогулялись пешком.

Несмотря на то что трасса А-131 имеет статус республиканской, она представляет собой откровенно разбитый грейдер. В деревне Сюскюярви, состоящей всего из трех домов, поворачиваем направо на лесную дорогу и через полкилометра попадаем на поле, что недалеко от одноименного с вышеупомянутым селением озера, по которому проходил один из участков финских оборонительных сооружений. Поле рассечено «драконьими зубами» — простым, но эффективным противотанковым сооружением, состоящим из нескольких рядов острых обломков гранитных скал, вкопанных вертикально в землю. Танки 30-х годов не могли преодолеть такое заграждение — на «зубах» они теряли гусеницы.

Дюны и пляжи

Мы миновали северную оконечность озера, и теперь наш путь лежит на юг. Очень узкое и извилистое шоссе А-130 буквально прорублено среди скал. В поселке Питкяранта на постаменте видим танк БТ-7 в командирском варианте (он отличается кольцевой антенной по верху башни). Это современная реконструкция — точная копия боевой машины, ведь до наших дней их дошло всего несколько экземпляров, бережно хранящихся в музеях.

В селе Погранкондуши пересекаем довоенную границу России и Финляндии, и через 15 км, за селом Видлица, на берегу Ладоги появляются обширные песчаные пляжи. Здесь, между реками Видлица и Тулокса, каждый год в начале июня располагается лагерь «Ладога-трофи» и проводятся самые интересные и зрелищные спецучастки — пляжная и дюнная гонки. На берегах озера находятся самые настоящие песчаные дюны высотой до 20 м, и спортсмены здесь соревнуются в скорости на очень извилистой трассе. Через 50 км дорога приходит в город Олонец — бывшую столицу одной из самых обширных российских губерний — Олонецкую. Ныне от старины практически ничего не осталось, ведь все постройки были деревянными, а этот материал, как известно, недолговечный.

После Олонца мы выезжаем на федеральную трассу М-16 и двигаемся в сторону Санкт-Петербурга. Справа, в четырех километрах от шоссе, располагается одна из православных святынь — Свято-Троицкий Александро-Свирский монастырь. С конца XX века это действующая обитель, и сейчас она представляет собой большой комплекс с несколькими соборами.

В Лодейном Поле через реку Свирь перекинут огромный разводной мост, который в ночное время поднимается для пропуска кораблей.

Рассказ о всех достопримечательностях Приладожья достоин целой книги, поэтому мы решили сделать акцент только на малоизвестных, но от этого, пожалуй, еще более интересных. Мы не упомянули про крепости Шлиссельбург и Старую Ладогу, Валаамский и Коневецкий монастыри, маяки и острова. Но это те места, о которых большинство знает по многочисленным публикациям и телепередачам. Мы всего лишь постарались расширить угол зрения на такую жемчужину России, как Ладожское озеро — уникальное природное образование и один из центров, вокруг которого развивалась история Российского государства.

Практические советы

Во время путешествия мы не останавливались в гостиницах, а жили вместе со спортсменами в палаточных лагерях «Ладогатрофи», однако тем, кто предпочитает ночевать с комфортом, берега Ладожского озера предоставляют огромный выбор мотелей, гостиниц, кемпингов, гостевых домов с сауной, рыбалкой, прокатом катеров и лодок. Указатели на такие заведения встречаются по маршруту повсеместно. Стоимость проживания в комфортабельном деревенском мотеле на берегу озера — около 500 рублей с человека в сутки. Аренда весельной лодки для рыбалки — от 100 рублей в час, а лодки с мотором — от 200 плюс топливо. Кстати, бензин и солярка здесь дороже, чем в Москве, — литр последней стоит около 19 рублей (начало июня), в то время как в Москве он стоил всего 17.

Магазины работают почти во всех населенных пунктах, цены практически московские, однако ассортимент отличается — есть много продуктовых торговых марок, абсолютно неизвестных в Москве.

Автомобиль для пробега предоставлен Jaguar Land Rover Россия.


текст: Алексей МЕНЬШЕНИН
фото: Алексей МЕНЬШЕНИН
Юрий ОВЧИННИКОВ

Новый комментарий

Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.


№7 июль 2009

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты