Игры в патриотов

Репортаж с родины колесной бронетехники

Любой житель Арзамаса, заглянув в фойе местной гостиницы «Люкс», может сверить часы с Лондоном, Берлином или Москвой. В самом же районном центре время, кажется, давно остановилось, а на территории тамошнего машиностроительного завода и вовсе повернуло вспять. Очевидно, в силу этого обстоятельства часов, показывающих арзамасское время, в фойе гостиницы «Люкс» нет

Cегодняшний столичный журналист, по уши обожравшийся «заграницы», любит помечтать — видать, с жиру — о поездке в заштатный городок, вывески магазинов («фарфорфаянс», «соки-воды») в котором не менялись с советских времен, белый хлеб называют «батоном», а отношения между людьми базируются на человечных принципах эры исторического материализма. Что ж, полезно почувствовать разницу между обволакивающим комфортом вип-салона авиалайнера, летающего из Москвы в Цюрих и — увы! — обратно, и удобствами купе ж/д-состава «Серебряные ключи» с прыгающими на каждом стыке пластиковыми стенками. Полезно не спать всю ночь — как бы не сперли фотоаппаратуру! — и в полчетвертого утра, прихлебывая из граненого стакана кипяток, наблюдать, как на остановке «408-й километр» (платформа не предусмотрена) сельчане, укутанные во все платки, за полминуты закидывают в тамбур тюки-чемоданы и уже на ходу прыгают в вагон с самой земли.

Нынешняя провинция — это «законсервированные» предприятия, плохие дороги, дешевые продукты, добрые люди. Но это — как правило. В Арзамасе (РФ, Нижегородская обл., до востребования) дела сегодня обстоят так же, как и везде, за исключением того, что градообразующий завод — Арзамасский машиностроительный — работает и даже выполняет план. Еще бы! На нем делают колесные бронемашины, в которых так нуждается Родина…

С конвейера сходят знаменитые БТРы, известные не только у нас, но и за рубежом, — они стоят на вооружении армий некоторых развивающихся стран. И, вопреки поговорке, распространенной в застойные времена среди интеллигентов диссидентского толка, сообщающей о том, что советские часы — самые быстрые в мире, советские микромодули — самые крупные, а советский паралич — самый прогрессирующий, наши броневики во многом превосходят аналоги. Например, у БТР-90 за счет хитроумной схемы трансмиссии самый маленький радиус разворота.

Верной дорогой

Впрочем, журналистов на Арзамасский машиностроительный запустили не только для того, чтоб те поглазели на БТРы, сфотографировали плавающую в бассейне тяжелую технику и ощутили всю огневую мощь комплекса вооружения «Бережок» (каждому предоставлялась возможность самолично, сидя в кабине броневика, стрельнуть, предварительно прицелившись в мишень). Прессу — впервые! — позвали осмотреть сам завод, и сей отрадный факт уже можно считать большим шагом на пути к сближению армии и народа. Тем более, никаких станков с чэ-пэ-у и прочих перпетуммобилей все равно никто не разглядел: видать, перед приездом «гостей» тут все хорошенько замаскировали. Замечено, впрочем, что конференц-зал в административном корпусе оборудован штатным проектором и индивидуальными — по одному на каждое посадочное место — микрофонами.

Атмосфера на производстве и впрямь самая что ни на есть благополучная: начальники участков — всегда в состоянии боевой готовности, руководящий состав занят изысканием внутренних резервов, а отдельно взятый дизель ни в коем случае не может сойти с фундамента. В чем же секрет устойчивого положения Арзамасского машиностроительного завода? В тяжелые кризисные времена на голом маркетинге не вырулишь, и среднюю зарплату в девять тыщ с хвостиком рублей (сумма указана в передовице стенгазеты одного из цехов) платить рабочим надо, причем желательно регулярно.

Правильную политику ведет Василий Николаевич Шупранов — управляющий директор предприятия. Налажены тесные контакты с местными отделениями партии «Единая Россия» и РПЦ. Согласно тексту упомянутой передовицы заводчане на всех выборах голосуют за «единороссов»; на территории завода построена часовня, в непосредственной близости от которой имеется крытый искусственный водоем — при необходимости его можно использовать как купель.

Светлый путь

Еще одним немаловажным политическим элементом деятельности администрации является выбор названий продукции. Это раньше наши силовики давали повод для неуместных шуток, нарекая, к примеру (из романтических побуждений), нервнопаралитический газ «Черемухой». Сейчас используется строго научный подход. Так, новейшая специальная полицейская машина (СПМ), подготовленная к массовому производству инженерами АМЗ (единственный экземпляр ее также был продемонстрирован журналистам), будет носить имя «Медведь».

Еще капитан Врунгель вывел зависимость между названием плавательного средства, его потребительскими свойствами и дальнейшей судьбой: «Как вы яхту назовете, так она и поплывет». Арзамасцы взяли на вооружение эту теорию, уверенные в том, что государство разместит большой заказ на «Медведей». Одним выстрелом убили двух зайцев: резко повысили конкурентоспособность изделия и отдали дань уважения руководству страны. В самом деле, чего было проще — назвать бронемашину «Дмитрий Медведев»? Ан нет, злые языки наверняка истолковали бы это как конформизм, приправленный цыганщиной.

Кстати, некоторые непатриотично настроенные эксперты уверяют, что лучшие СПМы производят не у нас, а в Израиле и ЮАР: дескать, тамошние спецслужбы имеют гораздо больший опыт борьбы с народонаселением. Думается, однако, что и бронемашина «Тигр» — ее уже несколько лет используют российские внутренние войска — и «Медведь», который в ближайшем будущем поступит в распоряжение защитников правопорядка, ничем не хуже. Броня «Медведя», к примеру, защищает экипаж от прямого попадания из снайперской винтовки. Более того, предусмотрены штатное место для беспилотного летательного аппарата, мощный громкоговоритель и блок проблесковых маячков типа «люстра».

Броневик «Тигр» частенько сравнивают с военным HMMWV известной в нашей стране марки Hummer. Главный конструктор Арзамасского машиностроительного завода господин Масягин отвечает на это рассказом о сравнительных испытаниях двух машин, свидетелем которых ему довелось стать. Тест проходил в Арабских Эмиратах в рамках специализированной выставки. Александр Григорьевич преподносит дело так: «А «Хаммер» через препятствие не проехал! «Тигр» прошел, а у «Хаммера» — бац! — и мост вырвало. Через бархан «Тигр» пробрался уверенно, «Хаммер» закопался. «Тигр», даже если на мине подорвется, ему все равно — он и дальше пойдет, так что отдыхает ваш «Хаммер», от-ды-ха-ет».

К слову, журналистам, приехавшим в Арзамас, так и не удалось в полной мере оценить свойства «Тигра» на бездорожье, хотя тест-драйв был: в порядке живой очереди желающие преодолевали трассу, обычно используемую для… гонок кроссовых грузовиков.

Вечером на торжественном банкете Александр Григорьевич завершил один из тостов старой притчей: «Султан целый день принимал своих наложниц, а когда евнух, водивший к нему женщин, пожаловался на усталость и заодно подивился выносливости своего господина, султан сказал: от любимой работы устать нельзя». Таким образом главный конструктор прозрачно намекнул на большой потенциал вверенного ему коллектива проектировщиков. Мол, поступит заказ на новую разработку — выполним в срок, не подведем. Сказано это было с дальним прицелом: на банкете присутствовал руководитель местного отделения партии «Единая Россия».

Действующие лица

Родился в 1957 году, окончил Могилевский машиностроительный институт. Карьеру начал в должности мастера участка ПО ГАЗ. Работал на Белорусском автозаводе в Жодино, на Краснознаменском комбикормовом заводе (Минская обл.). С 2003 года — советник генерального директора АМЗ по производству, с апреля 2007-го — управляющий директор ОАО АМЗ. Осуществил программу по освоению выпуска специального транспортного средства «Тигр». Привлек инвестиции, предназначенные на перевооружение производства: в 2007 году — на сумму 100 млн руб., в 2008 году — на 600 млн руб.

Родился в 1941 году, окончил Горьковский автомобильнодорожный техникум, затем — Горьковский политехнический институт. С октября 1968 года работал на ГАЗе. С 2006 года — главный конструктор АМЗ. При его непосредственном участии, а с 1992 года — под его руководством, было разработано несколько единиц бронетехники, в том числе — БТР90 «Росток», многоцелевой армейский автомобиль «Водник», полноприводное транспортное средство «Тигр». Награжден орденом «Знак Почета», медалью «За трудовую доблесть», имеет звание «Заслуженный конструктор России».

Родился в 1957 году, потомственный военный. Окончил Харьковское гвардейское танковое командное училище с золотой медалью. Начал карьеру в должности командира танкового взвода в группе советских войск в Германии. Служил в Забайкальском военном округе. Прослушал курс в Военной академии Бронетанковых войск, учился в адъюнктуре Военной академии им. Фрунзе. В 1996– 1999 годах — старший группы российских военных специалистов в Бронетанковой школе армии ОАЭ. С 2001 по 2008 год редактировал журнал «Обозрение армии и флота». С 2008-го — пресс-секретарь ООО ВПК.


текст и фото: Сергей АРБУЗОВ

Новый комментарий

Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.


№5 май 2009

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты