Под небом знойным

Репортаж с первого в истории «Дакара», состоявшегося в Южной Америке. Наша команда «КАМАЗ-мастер» одержала очередную победу в классе грузовиков

Подводя итоги первого в истории «Дакара», состоявшегося в Южной Америке, владелец гонки – французская фирма Amaury Sport Organisation (ASO) квалифицировала его как «большой успех». Но вряд ли с такой оценкой согласятся все действующие лица январского марафона, ведь невозможно было не обратить внимание на серьезные проколы. Уже на пятый день до финиша добралась только половина участников, затем последовали многочисленные изменения маршрута, и спортивная дистанция сократилась на 20%. Конечно, по случаю южноамериканской премьеры организаторы вправе рассчитывать на снисхождение, однако, чтобы « Дакар-2010», который, судя по всему, снова пройдет на этом континенте, заслужил столь высокую оценку, им придется вносить серьезные коррективы.

Прежде всего это касается маршрута. Минувший « Дакар» оказался слишком трудным для составляющих большую часть каравана любителей, и не случайно в его трассу пришлось вносить многочисленные изменения. Общая протяженность специальных участков – 5591 км – была сокращена на 1179 км: дистанция семи из них была укорочена, а один, на этапе от Копьяпо до Фьямбалы, и вовсе пришлось отменить из-за климатических условий. Организаторы не могли предвидеть природные явления, сделавшие непроезжими некоторые сухие русла рек, или густой туман, не позволивший вовремя взлететь вертолетам, но, с другой стороны, опытная команда Этьена Лавиня могла предположить, что под палящим солнцем песок становится более вязким. Трудно не согласиться с директором марафона, утверждавшим, что «организация «Дакара» – дело непростое». И редкий марафон обходится без изменений маршрута по тем или иным причинам, однако не покидает ощущение того, что внесенные коррективы были вызваны не столько разыгравшейся природной стихией, сколько необходимостью дожидаться отставших на предыдущем этапе.

Далеко не идеальными были как начальная, так и завершающая части маршрута. Если узкая трасса вдоль ограждений частных землевладений, покрытая коркой засохшей глины, выдерживала первых мотогонщиков, то после прохождения участников автомобильного зачета она превращалась в колеи, наполненные на полметра мельчайшей взвесью, которую в Африке называют fech-fech, вздымающейся невероятными облаками пыли. Любой обгон при отсутствии какой бы то ни было видимости превращался в смертельный трюк. И даже то, что судьи отказались от смешанного старта автомобильного и грузового зачета, не решило проблемы, ведь и автомобилям оргкомитета было непросто найти дорогу на бивуак. Впрочем, способность организации оперативно адаптироваться к новым условиям скорее свидетельствовала о ее эффективности. В самом деле, лучше сократить или даже отменить некоторые специальные участки, нежели остановить всю гонку.

Куда как более безответственно выглядит сбой связи между парижским КП гонки и руководством марафона, находившимся в тот момент в Аргентине, выявившийся в случае с трагедией 49-летнего мотогонщика Паскаля Терри (Pascal Terry). Ведь потребовалось почти 15 часов, чтобы сигнал бедствия, отправленный мотогонщиком в воскресенье в 17:13 (20:13 GMT), дошел до директора гонки в понедельник – в 8:00 (11:00 GMT), после чего тот смог направить на место поисковые группы. Напомним, что пропавший на втором этапе ралли Санта-Роса – Пуэрто-Мадрин Терри был обнаружен в среду, в 02:10 по местному времени (05:10 GMT), метрах в пятнадцати от своего мотоцикла Yamaha 450 WRF. Но даже несмотря на «глюк» передачи спутниковых данных, трудно понять, почему потребовалось почти три дня, чтобы обнаружить тело мотогонщика №192.

После этого у многих возникли сомнения в надежности системы не только спутникового слежения Iritrack, но и аварийных рудиобуев. Почему успокоился КП гонки, получив во вторник ошибочную информацию о том, что Терри якобы видели на бивуаке? После аутопсии следователь Мануэл Алварес, ведущий дело, подтвердил, что причиной смерти мотогонщика стал отек легкого, спровоцированный сердечной патологией. Он уточнил, что медэксперт обнаружил увеличение сердечной мышцы и считает, что смертельному исходу способствовали также чрезмерные усилия и высокая температура. Тем не менее аргентинский следователь не исключил ответственности руководства гонки, которое можно квалифицировать как неоказание помощи. Однако состояние разложения, в котором было обнаружено тело, частично вызванное жарой, не позволило установить точное время смерти, то есть узнать, можно ли было спасти мотогонщика.

Не исключено, что одной из причин случившегося стало то, что средние скорости этого «Дакара» были очень высокими, возможно, самыми высокими за всю историю этой гонки. И, к сожалению, такой ритм не всегда выдерживала логистика. Ведь в отличие от Африки, где бивуаки располагались непосредственно в аэропортах, здесь грузовики и автобусы, перевозившие необходимое оборудование, передвигались по дорогам. И все же благодаря помощи аргентинских военных удавалось без слишком больших задержек разбивать лагерь. Так или иначе, несмотря на изнуряющую жару, порой до 35 градусов в тени, более половины участников сумели пройти весь маршрут, что позволило спортивному директору гонки Давиду Кастера, прокладывавшему трассу, утверждать, что такой сложный маршрут вполне проходим.

С корабля на бал

До позднего вечера 2 января стартовали с центрального проспекта Буэнос-Айреса – авениды 9 Июля участники «Дакара-2009». В самом деле, потребовалось немало времени, чтобы пропустить через подиум 217 мотогонщиков, 25 участников на квадроциклах, 177 – на автомобилях и 81 – на грузовиках. Будучи признанным фаворитом в грузовом зачете, наша страна на этот раз была широко представлена и в автомобильном. И если для четверых из девяти российских пилотов это было первым знакомством с марафонским форматом ралли, то вышедший в третий раз на старт экипаж Леонида Новицкого – Олега Тюпенкина (впервые в составе команды BMW X-raid) уже принимали в расчет самые серьезные соперники (см.: «Dakar 2009. Накануне». ORD. 2009. № 1–2. С. 144–149). Вроде как и не гнались за круглыми цифрами организаторы, а вот все же стали именовать этот « Дакар» тридцатым, а не тридцать первым, как было зафиксировано в регламенте, да и на старте оказалось ровно 500 участников.

По пути на старт спортсмены проделали непростой, хотя и, что скрывать, приятный путь через центр аргентинской столицы по живому коридору, образовавшемуся в результате стечения публики от закрытого парка рядом с выставочным комплексом La Rural до стартового подиума у возвышавшегося над площадью Республики el Obelisco, возведенного в честь 120-летней годовщины независимости Аргентины. Кстати, вслед за 80 тысячами зрителей, посетившими за время проверок La Rural, еще не менее полумиллиона собралось вдоль городского маршрута. Забегая вперед, скажем, что такие скопления фанатов наблюдались по всему маршруту, что немало удивляло участников марафона. Хотя стоило помнить, что они оказались в стране страстей, символами которой стали такие разные люди, как жена диктатора Хуана Перона Эвита, революционер Че Гевара и футболист Диего Марадона.

С одной стороны, такое обожание было необыкновенно приятно, но, с другой, требовало особой осторожности, часто в ущерб зачетным минутам, как на трассе, так и на дорожных секциях. Ведь слишком памятны для спортсменов несчастные случаи на африканских трассах. Конечно, в отличие от Африки, где любопытство и энтузиазм уступают место невинному желанию получить подарок или заработать, вытолкнув автомобиль за некоторую мзду, здесь отношение к «Дакару» пока что было бескорыстным. Но все равно от запрещенной регламентом помощи приходилось отказываться. А марафон готовил еще немало сюрпризов...

ТАНЦУЮТ ВСЕ... ТАНГО

Медики утверждают: для комфортной адаптации организма к новым условиям (изменение часового пояса, температуры воздуха, влажности и т.п.) необходимо от одного до семи дней. Команда « КАМАЗ-мастер» добиралась до Буэнос-Айреса почти сутки, а акклиматизация проходила в процессе подготовки к старту прибывшей морем техники. Но Новый год не забыли отметить, как не забыли поздравить и самого молодого члена команды и самого молодого из всех спортсменов грузового зачета «Дакара-2009» Айрата Мардеева: ему 1 января исполнилось 22 года. Отметили бокалом шампанского и феерическим театрализированным шоу в кабаре «Сеньор Танго». Вот и автор приобщился к танцевальному искусству.

Вместо разминки

Настоящий, рабочий старт гонке был дан ранним утром 3 января, когда спортсмены, представлявшие 49 стран, отправились на старт первого этапа: Буэнос-Айрес – Санта-Роса. С этого момента ралли стало жить по своему расписанию, то есть по раллийному времени, отличавшемуся от московского на шесть часов. Пожалуй, еще никогда январский марафон не начинался со столь протяженной разминки: почти 400 км специального участка, причем по очень быстрой трассе, возможно, самой быстрой в программе гонки. К тому же этап проходил в условиях очень сильной жары (в тени столбик термометра зашкаливал за отметку в 35 °С), и легкий ветерок никак не справлялся с густыми шлейфами пыли. Но если победа испанского мотогонщика Марка Комы была предсказуема, то результаты, показанные его основными соперниками – французами Сирилом Депрэ и Давидом Касте, – не укладывались ни в какие прогнозы. Уступив лидеру более сорока минут, они по сути в самом начале проиграли « Дакар». Хотя, помнится, в 2007-м году Кома тоже ушел в отрыв на первых двух марокканских этапах, однако, получив черепно-мозговую травму, упустил победу всего за два этапа до финиша.

В автомобильном зачете инициативу захватил катарский гонщик Насер аль-Атиях, обойдя более чем на две минуты Race Touareg VW Карлоса Сайнца, однако другой BMW, под управлением Герлена Шишери, лег на крышу на 277-м километре и замкнул классификацию с отставанием от лидера в 7 часов. Казалось бы, безнадежная позиция, но, забегая вперед, скажем, что в конце концов этот спортсмен окажется в первой десятке. Что ж, и такие чудеса на «Дакаре» возможны. Не обошлось без потерь и в других заводских командах: по сути выбыл из игры Racing Lancer победителя «Дакара-2002» Хироши Мацуоки, в середине зачета (на 80-й позиции) с часовым отставанием от лидера из-за проблем с электроникой оказался Touareg Дитера Деппинга.

А ситуацию, сложившуюся в первый день в грузовом зачете, не могли изменить ни мастерство, ни опыт, ни риск: ее предопределили особенности трассы и порядок старта. Дело в том, что на первый этап участники отправились в порядке стартовых номеров; первые 20 – с интервалом в три минуты, следующие 20 – с минутным интервалом, остальные – каждые 30 секунд. Грузовики стартовали с минутным интервалом после автомобилей. Это только начиная со второго этапа участники будут стартовать в порядке результатов, показанных на предыдущем специальном участке: первые 10 автомобилей – через 2 минуты, десять следующих – через минуту, остальные – через 30 секунд.

Таким образом стартовавшего первым Ханса Стейси очень быстро догнал Владимир Чагин и, казалось, уже ничто не может помешать лидеру камазовской команды с лучшим временем пересечь финиш специального участка. Но трассу заблокировали участники автомобильного зачета, сигналы прибора оповещения об обгоне Sentinel оставались без внимания, обойти на узкой дороге возможности не было, и лидеры грузового зачета уперлись в автомобильный. Все, кроме Стейси, на Man которого взорвались, причем почти одновременно, сразу два передних колеса. Ничего удивительного, если в такой жаре и на таких скоростях перегреть тормоза. В результате лучшее время оказалось у догнавших лидеров, вынужденных следовать в замедленном ритме за автомобильным зачетом: первое – у Марселя ван Влиета (Ginaf), а второе – у Жерара де Роя (Ginaf). И если 3-й и 4-й результат показали соответственно Мардеев и Кабиров, то первым уткнувшийся в пробку и первым финишировавший Чагин оказался седьмым. Да, обгоны часто становились камнем преткновения на этом ралли. По регламенту, если обгоняемый не уступил дорогу, то есть не принял в сторону, получив сигнал Sentinel, который не услышать и не увидеть невозможно в принципе, то за каждое нарушение первым 20 экипажам в общем зачете полагался штраф в 15 минут, а также пилотам из списка приоритета, тогда как остальные наказывались денежным – в 300 евро. Но, поскольку на такой трассе часто уступить дорогу было невозможно, в большинстве случаев обходилось без протестов.

Будни и праздники

На маленьком бивуаке, ограниченном территорией военной части, расположившейся на берегу залива Гольфо-Нуэво, жара немного отпустила. Но даже утром термометр показывал в тени 30 °С. Впрочем, гонщики попали сюда только после 600-километровой связки, а на 237 километрах специального участка этапа Санта-Роса – Пуэрто-Мадрин было очень жарко, да и мелкой, проникающей всюду пыли хватало. И приходилось ехать предельно аккуратно. Этот опасный участок Кома завершил только 17-м, уступив победителю второго этапа голландцу Францу Верхоэвену более 12 минут, но все же остался лидером.

В автомобильном зачете в результате прорухи, случившейся с опытнейшем штурманом Тиной Тернер, аль-Атиях не только глотал пыль из-под колес Touareg Сайнца, но и откатился на четвертую по сумме позицию, оказавшись позади южноафриканца Жиниля де Виллерса (VW) и француза Стефана Петеранселя ( Mitsubishi). Сменился лидер и в зачете Т4: экипаж голландской команды Ginaf Rally Power пропустил вперед своего соотечественника де Роя, но на протяжении нескольких километров блокировал КамАЗ Кабирова.

На третьем этапе протяженность СУ увеличилась до 551 км. На этой дистанции полностью испарился появившийся накануне намек на спортивную интригу в состязании двухколесных машин, когда разрывы в первой тройке укладывались в двадцать минут. Теперь же, после очередной промежуточной победы Комы, отставание его ближайшего преследователя – Давида Фретинье (Yamaha) выросло почти до 40 минут. О Депрэ, оказавшемся за пределами первой двадцатки, казалось, можно было бы и забыть, но он еще не раз напомнит о себе.

В автомобильной гонке все прошло буднично: нельзя же, в самом деле, отнести к разряду сенсаций еще одну победу на этапе аль-Атияха, обыгравшего четыре Volkswagen и Mitsubishi девятикратного победителя «Дакара» в придачу, хотя и непривычно было видеть в роли догоняющего Петеранселя. А вот для команды из Набережных Челнов это был особый день. Стартовавший с четвертой позиции среди грузовиков экипаж Чагина еще до первого контрольного пункта нагнал де Роя, то есть опережал его на две минуты. Затем на протяжении четырех сотен километров шла «борьба нервов», голландец, игнорируя правила, делал все возможное, чтобы помешать обгону. И только ближе к финишу Владимир обошел соперника и выиграл специальный участок третьего этапа с преимуществом в 3 минуты 24 секунды, сделав подарок себе и пилоту автомобиля технической поддержки Фоату Бигашеву. В этот день они отмечали соответственно 39-й и 51-й год рождения. Заметим, что еще ни разу пятикратный чемпион «Дакара» с тех пор, как впервые завоевал высший титул, не проигрывал этап в пятый день Нового года. После этого он вышел на третью позицию по сумме, тогда как вторую по-прежнему занимал Фирдаус Кабиров, финишировавший третьим. Тем не менее праздник обошелся без застолья, хотя именинник угостил команду своими фирменными пельменями.

Не только фольклор

Одним из достоинств «Дакара2009» стали бивуаки. Учитывая энтузиазм публики, их пришлось размещать на закрытых для свободного доступа площадках. Тем не менее аргентинские и чилийские соорганизаторы не забывали познавательно-страноведческий аспект. Так, в небольшом населенном пункте (около 10 тыс. жителей), носящем имя итальянского инженера Амедео Якобачи, в 1890 году приехавшего в Аргентину и в 1908-м назначенного генеральным директором железных дорог Патагонии, лейтмотивом бивуака, расположившегося на железнодорожных путях, по которым шквальный ветер гнал клубы пыли, стал национальный исторический памятник – патагонский экспресс, известный как «Ла Трочита». Питание тоже заслуживало внимания и отразило многие богатства национальных кухонь. Не упустили случая продемонстрировать достоинства своей продукции и местные виноделы. Так что особой нужды забивать холодильники «техничек» собственными припасами (африканский синдром) не было, тем более что ввоз их в Чили запрещался таможенными правилами. Тем не менее хозяйственный Чагин позаботился о некоторых деликатесах, в частности о вышеупомянутых пельменях, которые по его заказу лепила в Буэнос-Айресе хоть бывшая, но подданная русская.

Оценочное время прохождения специального участка (459 км) на четвертом этапе до Неукена – четыре с половиной часа, а это значило, что трасса снова быстрая. По мнению тех, кому знаком настоящий « Дакар», этот этап уже походил на африканский марафон, отдаленно напоминая рельефом Марокко. Все три экипажа команды «КАМАЗмастер» финишировали на редкость дружно, пропустив вперед только де Роя. Здесь же продолжилась испано-мавританская дуэль, после которой двукратный чемпион мира по ралли по прозвищу Матадор хоть и незначительно, но увеличил свое преимущество, составившее в Неукене – столице одной из самых богатых провинций Аргентины и самом большом городе аргентинской Патагонии – почти четыре минуты. Кстати, отнюдь не случайно бивуак здесь был декорирован скелетами крупных ископаемых пресмыкающихся: именно в этой провинции были найдены останки громадного ящера, обитавшего здесь миллионы лет назад, – аргентинозавра.

Но остававшиеся на тот момент в гонке 420 экипажей (171 мото-, 24 квадроцикла, 151 автомобиль и 74 грузовика), пожалуй, больше интересовала «легенда» следующего, пятого, этапа, на котором наконец появились дюны. Действительно, он стал самым сложным испытанием первой гоночной недели. По-прежнему на узкой трассе очень много пыли, и очередной жертвой ограниченной видимости стала Элизабет Жасинту, одна из немногих женщин, выступающая в грузовом зачете. В густой пылевой завесе она столкнулась с внезапно остановившимся багги Ивана Мюллера. Включив задний ход, португальская гонщица безуспешно пыталась расцепить автомобили. Пламя с вспыхнувшего багги перекинулось на Man, и через несколько минут от него остался только обгоревший каркас. Кстати, в этот же день сгорело еще два автомобиля, и в воздухе повис вопрос: можно ли на такой узкой и пыльной трассе проводить гонку для столь значительного числа участников? Еще небольшой, не более 20 км, дюнный кордон тоже сказался на соотношении сил. Удачнее других с этим препятствием справился де Виллерс, потеснив на третье место своего именитого одноклубника Сайнца, тогда как гонку снова возглавил аль-Атиях. Среди мотогонщиков лучше других прошел дистанцию ставший откровением «Дакара-2006» американец Иона Стрит.

Тем временем КамАЗы продолжили прессинг: Кабиров завершил скоростной участок первым, и на прохождение 596-километрового СУ ему потребовалось чуть менее 6 часов 44 минут. Второй результат показал экипаж Чагина, третьим финишировал де Рой – голландец сохранил лидирующее положение, однако его преимущество над первым камазовским экипажем сократилось до минимальных 13 секунд. На КамАЗе Ильгизара Мардеева в песках отказало сцепление, тем не менее экипаж самостоятельно справился с проблемой и финишировал шестым, сохранив четвертое место по сумме. Солнце клонилось к закату, а на бивуаке в Сан-Рафаэле было немноголюдно. Поползли слухи, якобы судьи рассматривают варианты нейтрализации или отмены результатов пятого этапа. Потом было принято решение отложить на два часа старт шестого этапа до Мендосы, а заодно сократить 395-километровый СУ до 178 километров. Начиналась чехарда с результатами.

Лишь к утру спортсмены добрались до бивуака в славящемся своими винами Сан-Рафаэле, и старт пришлось отложить еще на сорок минут. Маршрут частично проходил через тот же самый песчаный массив, что и накануне, и снова немало участников не справилось с дюнами, в результате СУ пришлось останавливать на первом контрольном пункте, то есть на 86-м километре трассы! Впрочем, и этого оказалось достаточно для сенсаций: объявленный было победителем этапа с более чем двадцатиминутным преимуществом над де Виллерсом аль-Атиях не скрывал, что изза перегрева двигателя был вынужден отклониться от маршрута, понимая, что это чревато исключением из гонки, что и произошло. Лидерами стали три Race Touareg. Здесь же сошел с дистанции (по официальной версии – из-за «легкого недомогания» штурмана) Люк Альфан. А после того как на следующий день загорелся двигатель Racing Lancer Петеранселя, борьбу продолжит только один экипаж официальной команды Mitsubishi. Открывая трассу в грузовом зачете, КамАЗы обошли более чем на 25 минут де Роя, и по сумме в лидеры вышел Кабиров.

На вечернем брифинге гонщиков ждал новый сюрприз: маршрут последнего перед днем отдыха этапа Мендоса – Вальпараисо был значительно сокращен (от запланированных 419 километров осталось 243) для мото- и автомобильного зачетов, а для «тяжеловесов» и вовсе отменен. Одновременно было обещано огласить результаты пятого этапа после пересчета штрафных санкций уже с учетом пенализаций.

По ту сторону Кордильеры

Преодолев Анды, караван марафона (139 мотоциклов, 15 квадов, 95 автомобилей и 70 грузовиков – приблизительно, так как судьи продолжали свои хитроумные подсчеты) прибыл на бивуак в Вальпараисо, и запланированный здесь, на берегу Тихого океана, день отдыха отметил половину пути: позади осталась первая неделя гонки и 4957 километров, впереди ждали 4622 километра, поделенные на семь этапов. Начало «Дакара-2009» свидетельствовало о том, что в Южной Америке он не стал легче, чем в Африке. А по некоторым параметрам стал даже труднее и опаснее: гораздо более сильная, чем в Африке, жара, всюду проникающая пыль, узкая трасса и непривычные дюны. Недаром к этому моменту из гонки выбыли 17 грузовиков и среди них экипаж Стейси, сошедший из-за поломки переднего моста.

В новых условиях оправдала себя тактика команды «КАМАЗмастер», возглавившей гонку: экипаж Кабирова имел более чем 25-минутное преимущество над Ginaf де Роя, на четверть часа опережал голландца и Чагин. Надежно страховал своих лидеров занимающий четвертую позицию Мардеев. Но главное: все три грузовика прибыли в Вальпараисо без серьезных технических проблем. Не подвел в условиях высокогорья и двигатель, к которому в этом году предъявлялись особые требования по дымности выхлопа. Удивительно, ведь даже Hino Ranger пришлось маскировать выхлоп своего J08C-T1 turbo с интеркулером в кузове.

В мотогонке первую часть пути ознаменовали подавляющее преимущество Марка Комы и про блемы с покрышками его потенциальных соперников. Уже после первого этапа испанец опережал на 41 минуту Сирила Депрэ и более чем на час – Давида Касте и Франсишко Лопеса. Два дня спустя по пути в Якобачи Депрэ потерял еще час и снова по той же причине. Этого избежал Кома – всего лишь один прокол, стоивший ему четверти часа на пятом этапе. Таким образом до дня отдыха Кома выиграл три специальных участка и на 51 минуту опередил Иону Стрита, за неделю ухитрившегося шесть раз финишировать в первой десятке. Отличился и Давид Фретинье, тем более что он не рассчитывал со своим «скромным» мотоциклом – 450 см3 – на столь хороший результат на быстрых аргентинских проселках. А вот что касается девчонок, то из трех стартовавших две остались в гонке – голландка Мириам Пол (47-е место), более чем на четыре часа опережающая маленькую, но упрямую шведку Анни Сил. И только Кристину Мейер на втором этапе подвел двигатель.

В выделенной в этом году в самостоятельную категории квадроциклов из 25 стартовавших 15 доехали до «райской долины». Здесь сначала отличился Кристоф Деклерк, лидировавший первые четыре дня. И только начиная с пятого этапа бразды правления перешли к бывшим победителям Иосифу Маршасеку и Хуану Мануэлю Гонсалесу.

В автомобильном зачете гонка на выбывание началась с первого этапа, когда на бивуак в Санта-Роса-де-ла-Пампа Lancer Хироши Мацуоки притащили на буксире. По пути в Мендосу выбыл из игры Люк Альфан, а затем наступил черед Петеранселя. И теперь уже было трудно усомниться в том, что Volkswagen как никогда близок к заветной цели, занимая три первые строчки в классификационной таблице и имея почти получасовое преимущество над ближайшим соперником. Во всяком случае, после схода аль-Атияха с трудом верилось, что BMW команды X-Raid смогут затмить Race Touareg. И единственной опасностью для немецкой марки могли бы стать разве что братоубийственные «разборки» между пилотами: ведь Карлос Сайнц всего на девять секунд опережал Жиниля де Виллерса. Хотя во избежание рискованных игр патрон команды Крис Ниссен мог в любой момент дать жесткую установку гонщикам.

Завершающая часть гонки начиналась с восьмого этапа Вальпараисо – Ла-Серена, на маршруте которого участникам предстояло преодолеть 178 км специального участка. Трасса в невысоких горах не отличалась особой сложностью, но предполагала максимальные скорости. И прежде всего от лидеров требовалось не допустить ошибок перед сложными этапами, уготованными им в пустыне Атакама. На скользкой и очень извилистой трассе де Рой, отчаянно рискуя, взвинтил темп. Прекрасно понимая, что на таком маршруте, более подходящем для классического ралли, очень легко проиграть всю гонку, тогда как шансов выиграть ее на коротком специальном участке по сути не было, пилоты команды «КАМАЗмастер» предпочли накануне сложных дюнных этапов тактическую борьбу, сохранив преимущество по сумме.

Я зла не помню...

Почти четыре с половиной сотни километров специального участка на девятом этапе Ла-Серена – Копьяпо грозили дюнными кордонами, но песок оказался слишком вязким, и организаторы решили в очередной раз сократить маршрут, убрав как раз те самые непростые 19 километров перед финишем. Тем не менее первый акт трилогии через пустыню Атакама внес ясность в расстановку сил: свою вторую победу на этапе одержал Верхоэвен, но лидером остается Кома, и преимущество его по-прежнему очень серьезное – более часа над Фретинье. Не смог продолжить гонку из-за болей в кистях американец Стрит.

Это был сложный для штурманов этап, и уже на 80-м километре заблудились многие лидеры. Последний из клана официальных Mitsubishi Рома повторил навигационную ошибку де Виллерса, тогда как выигравший этап Сайнц подтвердил свою иерархию – в том числе и среди армады VW. Напомнила о себе четвертым местом на этапе аргентинского кумира Орландо Террановы и шестым – российского Леонида Новицкого команда X-Raid.

Тем временем, увлекшись преследованием де Роя, ушел с правильного курса и экипаж Чагина. Этим воспользовался, чтобы вырваться вперед, Томаш Томечек (Tatra). Однако на 147-м километре (в «легенде» это место было отмечено как очень скользкое) чех допустил ошибку, его грузовик вылетел с трассы и лег на бок. Подъехавший первым Кабиров остановился, чтобы оказать помощь. Пострадал только автомобиль, и затормозившему следом Чагину Фирдаус сказал, что справится сам. Пока его экипаж освобождал заклинившую кабину, подъехали Hino и Man. В принципе их помощь уже не требовалась. Приехавший затем де Рой не мог не знать, что по регламенту время, затраченное на оказание помощи пострадавшим, если оно превышает три минуты, компенсируется только первым двум остановившимся экипажам. Однако, потеряв изза ошибки штурмана много времени, он решил задержаться. Мало того, начались разговоры о необходимости отменить результаты этапа. Удивительное дело, ведь два года назад, когда на «Дакаре-2007» случилась куда как более серьезная авария с экипажем Чагина, тот же Томечек проехал мимо, а оказывавшему реальную помощь экипажу Сергея Решетникова так и не компенсировали время на остановку. Но если тогда судейская коллегия ссылалась на букву регламента, то теперь отступила от правил, компенсировав время всем остановившимся «по этическим соображениям».

Марафон в тумане

Специальный участок десятого этапа должен был стать самым длинным на марафоне «Дакар2009» и составить 670 км, но проверяющая маршрут группа открытия гонки снова сочла песок слишком рыхлым, и петля Копьяпо – Копьяпо ужалась примерно на 200 км. Кроме того, старт был задержан из-за тумана, так как вертолеты, сопровождающие гонку, не могли подняться в воздух. Густая завеса «каманчаки» немного развеялась только к половине десятого, когда все уже устали теряться в догадках, состоится или нет десятый этап. Впрочем, для грузовиков точкой финиша определили пятый контрольный пункт, то есть для них протяженность этапа составила 423 км. И вряд ли можно было сделать иначе, ведь «тяжеловесы» стартовали после последнего автомобиля и многих из них могла застать в дюнах ночь, а уже на следующий день им предстоял марафонский этап, на котором экипажи должны обходиться без автомобилей технической помощи.

На этом участке следовало соблюдать осторожность на гребнях дюн, появившихся уже на 32-м километре, но, имея богатый опыт езды по песку, инициативу сразу же захватил Депрэ, а иного выбора у него и не было. Однако, оставив позади 300 км, француз взял ошибочный курс, за ним последовали Кома и Лопес, и победа досталась «оруженосцу» лидера Жорди Вилладомсу. Но если в его коллекции она стала второй, то Сайнц довел счет своих «дакаровских» побед до пятнадцати, а в послужном списке Чагина четвертый успех 2009 года стал сорок седьмым.

Поверив метеосводке, снова обещавшей туман, организаторы поторопились отменить и первую часть «марафонского» этапа, предоставив участникам возможность вдоволь насладиться дорожной связкой через перевал Сан-Франсиско на высоте 4700 метров над уровнем моря. Как это часто бывает, метеорологи ошиблись, зато по другую сторону Кордильеры ждал теплый, как и на всем маршруте, прием местного населения и еще более жаркий (35 °С в тени) бивуак, по которому ураганные порывы ветра гнали клубы пыли. Старожилы «Дакара», не забывшие захватить защитные очки и респираторы, вспоминали Мавританию. Несмотря на отмену СУ, режим этапа остался марафонским, то есть грузовики технической помощи сразу же отправились на бивуак в Ла-Риоху, а три спортивных КамАЗа прибыли в Фьямбалу. К этому времени судейская коллегия завершила анализ событий последних двух дней и обнародовала результаты. Таким образом, по сумме десяти этапов в грузовом зачете лидировал экипаж Кабирова, 14 секунд уступал ему Чагин, на третьей строчке оказался экипаж де Роя, отставший от лидера на 32 минуты 32 секунды.

Первоначально в меню второй части марафонского этапа значилось 502 километра, 253 из которых приходились на специальный участок, но его тоже пришлось подсократить – примерно на 30 километров, на сей раз по просьбе аргентинских властей, так как в районе Фьямбалы случились археологические раскопки.

Да и самим участникам гонки пришлось импровизировать в так называемых белых дюнах. Причем сложности этому непростому с точки зрения навигации этапу добавила гроза, бушевавшая в аргентинском небе от Фьямбалы до Ла-Риохи. Однако вечерние раскаты грома заглушило известие, пришедшее с 79-го километра трассы: Сайнц не выиграет « Дакар-2009»! Опасный обрыв, некорректно обозначенный в «легенде», и Race Touareg оказывается на крыше. В пылу борьбы Матадор умолил подъехавшего Новицкого поставить болид на колеса, но вердикт подоспевших врачей остановил отчаянную жестикуляцию испанца, штурман которого, серьезно повредивший плечо, корчился от боли. Тем не менее за два этапа до финиша стало ясно: победа не ускользнет от одного из двух экипажей VW. Соблюдая установку руководителя команды, экипажи трех Touareg сгруппировались, чтобы играть наверняка, и даже предоставили Роме возможность спасти честь Mitsubishi, отдав победу на предпоследнем этапе.

А вот руководитель «КАМАЗмастер» С. Якубов не стал «фиксировать положение» даже после того, как на 11-м этапе Чагин одержал свою пятую победу на специальном участке и по сумме этапов возглавил гонку с полутораминутным преимуществом над Кабировым. Интрига сохранилась до последнего километра, и только после того как Чагину пришлось менять пробитое колесо, вперед вышел Кабиров, одержавший свою вторую победу на «Дакаре». А второе место экипажа Чагина и четвертое – Мардеева сделали восьмой по счету триумф команды «КАМАЗмастер» более чем убедительным. Тем более что одержан он был на непредсказуемом маршруте, в сложных климатических условиях и, что особенно важно, в напряженной схватке с серьезными соперниками.

САМЫЙ БЫСТРЫЙ ФОТОГРАФ ЗАПАДА

Если герой популярных комиксов Лаки Люк стреляет быстрее всех других ковбоев Дикого Запада, то Мишель Мендрю наверняка самый расторопный фотограф, по крайней мере из всех работающих на внедорожных ралли. Уже более тридцати лет созданное им в 1974 году фотоагентство Maindru Photo специализируется на авто-, мото- и даже велогонках. И каждый январь, начиная с 1982 года, он проводит вдалеке от дома. Но в его портфолио не только « Дакар», но и многие другие ралли-рейды, так что в странствиях он проводит не менее трети года, успевая за это время отснять более 150 тысяч спортсменов. Причем не просто сделать качественные фотографии, но и оперативно отправить их на адрес электронной почты, указанный заказчиком. Кстати, фото на обложке этого номера – его работа.

Требуются соперники

Мы не забыли о мотогонке, хотя в ней уже все было предельно ясно. Потеряв надежду на первое место, Депрэ за последние дни довел счет своих побед на этапах до четырех, и, препочтя гарантировать себе второе место, пропустил вперед на завершающем этапе португальца Элдера Родригеша и норвежца Пал-Андерса Уллевалсетера. Марафон, до финиша которого добрались 113 мотогонщиков, завершился убедительной победой испанца Комы. После двух недель мудрой тактической борьбы 32-летний каталонец, в седьмой раз участвующий в «Дакаре», одержал вторую победу, на этот раз с преимуществом 1 час 25 минут над Депрэ и 1 час 38 минут – над Фретинье. Заняв на своей маленькой Yamaha третье место в общем зачете, Давид Фретинье тем не менее показал свой лучший результат на этой гонке, заодно одержав победу в категории мотоциклов с рабочим объемом двигателя до 450 см3. Лучший результат среди женщин продемонстрировала голландская мотогонщица Мириам Пол, занявшая 53-е место в общем зачете. Кстати, ее соотечественник Роб ван Пелт, финишировавший 33-м, стал лучшим среди мотогонщиков, выступающих без помощи механиков.

Среди пилотов, выступавших на квадроциклах, – на старте их было 25, а на финише 13 – лучшим стал Иосиф Маршасек (Yamaha). Чех в очередной раз доказал, что в 52 года он остается в хорошей спортивной форме, одержав четыре победы на специальных участках. Но если он выиграл « Дакар» в пятый раз, то Элизабет Крафт стала первой женщиной, которая сумела пройти весь маршрут марафона на квадроцикле.

Марафон Dakar Argentina – Chile. Мотозачет
МестоПилотСтранаМотоциклВремяОтставание
1КОМА М.EKTM52:14'33''00:00'00''
2ДЕПРЭ С.FKTM53:40'11''01:25'38''
3ФРЕТИНЬЕ Д.FYamaha53:53'29''01:38'56''
4КАСТЕ Д.FKTM54:32'27''02:17'54''
5РОДГИГЕШ Э.PKTM54:36'44''02:22'11''

Марафон Dakar Argentina–Chile. Автомобильный зачет
МестоЭкипажСтранаАвтомобильВремяОтставание
1де ВИЛЛЕРС Ж. / фон ЗИТЗЕВИЦ Д.ZA / DVolkswagen48:10'57''00:00'00''
2МИЛЛЕР М. / ПИЧФОРД Р.USA / ZAVolkswagen48:19'56''00:08'59''
3ГОРДОН Р. / ГРАЙДЕР Э.USA Hummer49:57'12''01:46:15''
4ТОЛЕФСЕН И.Э. / ЭВАНС К.NOR / GBR Nissan54:15'31''06:04'34''
5ХОЛОВЧИК К. / ФОРТЕН Ж.-М.POL / BEL Nissan54:48'46''06:37'49''
8НОВИЦКИЙ Л. / ТЮПЕНКИН О.RUSBMW61:26'10''13:15'13''
37КУЗНЕЦОВ И. / НЕШИН А.RUS Mitsubishi94:17'10''46:06'13''
42ВОЛИКОВ В. / КУЗЬМИЧ А.RUS Toyota103:21'22''55:10'25''
43СОЛОВЬЕВ Я. / ЖИЛЬЦОВ К.RUSBuggy103:40'25''55:29'28''
48БАРАНЕНКО А. / ШУРЖЭ Д.RUS / F Toyota114:08'32''65:57'35''
78БЕРКУТ А. / НИКОЛАЕВ А.RUS Mitsubishi327:08'18''278:57'21''

Марафон Dakar Argentina – Chile. Грузовой зачет
МестоЭкипажСтранаАвтомобильВремяОтставание
1КАБИРОВ Ф. / БЕЛЯЕВ А. / МОКЕЕВ А.RUS КамАЗ49:34'46''00:00'00''
2ЧАГИН В. / САВОСТИН С. / НИКОЛАЕВ Э.RUSKамAЗ49:38'25''00:03'39''
3де РОЙ Ж. / КОЛСУЛ Т. / ван МЕЛИС М.NLDGinaf50:34'42''00:59'56''
4МАРДЕЕВ И. / МИЗЮКАЕВ В. / МАРДЕЕВ А.RUS КамАЗ56:21'16''06:46'30''
5ЭХТЕР Ф. / РУФ Д. / КЛЕЙН А.DMan56:54'27''07:19'41''


текст: Константин КОМКОВ
фото: Константин КОМКОВ
Михаил ЛАСТОЧКИН
MAINDRU PHOTO

Новый комментарий

Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.


№3 март 2009

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты